Чтобы определить полное ускорение автомобиля через 3 секунды, нужно рассмотреть как тангенциальное (касательное), так и нормальное (центростремительное) ускорение.
- Тангенциальное ускорение (a_t):
Тангенциальное ускорение связано с изменением скорости вдоль траектории. Для его расчета сначала нужно определить скорость автомобиля.
Скорость v(t) — это первая производная от пройденного пути S(t) по времени t:
[ S(t) = 10t + t^2 ]
Берем производную:
[ v(t) = \frac{dS}{dt} = 10 + 2t ]
Получаем скорость через 3 секунды:
[ v(3) = 10 + 2 \times 3 = 16 \, \text{м/с} ]
Теперь найдем тангенциальное ускорение a_t, которое является производной от скорости по времени:
[ a_t = \frac{dv}{dt} = \frac{d}{dt}(10 + 2t) = 2 \, \text{м/с}^2 ]
- Нормальное ускорение (a_n):
Нормальное ускорение связано с изменением направления скорости и рассчитывается по формуле:
[ a_n = \frac{v^2}{r} ]
где v — скорость, а r — радиус кривизны траектории (в данном случае радиус моста).
Подставляем значения:
[ a_n = \frac{16^2}{100} = \frac{256}{100} = 2.56 \, \text{м/с}^2 ]
- Полное ускорение (a):
Полное ускорение — это векторная сумма тангенциального и нормального ускорений. Поскольку они взаимно перпендикулярны, то полное ускорение можно найти по теореме Пифагора:
[ a = \sqrt{a_t^2 + a_n^2} ]
Подставляем найденные значения:
[ a = \sqrt{2^2 + 2.56^2} = \sqrt{4 + 6.5536} = \sqrt{10.5536} \approx 3.25 \, \text{м/с}^2 ]
Таким образом, полное ускорение автомобиля через 3 секунды составляет приблизительно (3.25 \, \text{м/с}^2).